Игорь Николаевич М. (kot_pafnusha) wrote in pg_forever,
Игорь Николаевич М.
kot_pafnusha
pg_forever

Category:

Паранджа

Оригинал взят у shkrobius в Паранджа
Очередное жж-шное обсуждение паранджи
http://ninazino.livejournal.com/1322086.html
http://ninazino.livejournal.com/1319590.html
дает повод задуматься: почему европейские женщины ее не носят?

Взгляд в прошлое обнаруживает томные взгляды, бросаемые из-под бесчисленных вееров и вуалеток, все вообразимые фасоны шляпок, платков, шалей, накидок, париков, и мое любимое украшение 15-го века: геннин.
http://en.wikipedia.org/wiki/Hennin
Челка сбривалaсь (обнажая высокий лоб), а кудри прятались в колпак, украшенный ниспадающими вуалями: чем длиннее, тем большие сокровища спрятаны внутри.

Все это было, считай, вчера, но никто не сокрушается, что фанатики заставляли своих жертв часами примерять шляпки и вуалетки, хотя европейская традиция скрытия волос опирается на послание апостола Павла коринфянам
http://www.michaelsheiser.com/TheNakedBible/1%20Cor11%20head%20covering%20testicle.pdf
где он приводит довольно странные "причины", почему это необходимо. Сложись иначе, и версальские модницы щеголяли бы в кружевных хиджабах, украшенных бриллиантами чистой воды.

Но такого быть не могло.

Апостол лишь интерпретировал для христиан иудейскую традицию, которая предписывает замужним женцинам скрывать волосы.
http://www.bibleandjewishstudies.net/articles/haircovering.htm
http://www.myjewishlearning.com/practices/Ethics/Our_Bodies/Clothing/Hats_and_Head_Coverings/head-coverings.shtml
Обоснование обсуждается в Талмуде. Одна часть утверждает, что это библейское требование (предлагая экзегезу), другая - что это традиция. Компромиссное решение состояло в том, что (пусть в самой минимальной степени) скрывать волосы надо, но каким образом - целиком предоставлено на волю женщин, обычаев и обстоятельств. Я согласен с теми из мудрецов, которые утверждали, что это древняя традиция.

Традиция основана на убеждении в особых эротических свойствах женских волос. В Талмуде это "обосновано" цветистою цитатою из Песни Песней; буквально сразу за нею идет восхваление лица возлюбленной, которое тем не менее игнорируется. Все это (как замечали сефарды) смахивает на рационализацию обычаев, а не библейскую интерпретацию. Волосы (из-за пресловутых качеств) становятся сокровенными между мужем и женой: материальной частью, которая интимно связывает супругов и не подлежит публичному показу. Почему незамужние женщины могут невозбранно демонстрировать столь опасную часть тела, этот взгляд плохо объясняет, и почему волосы не обязательно прятать целиком, тоже не ясно. Так или иначе, спрятанные волосы - такой же аттрибут замужества, как обручальное кольцо.

Разумеется, ту же логику можно применить и к женскому лицу, что арабы, со свойственной им прямолинейностью, и делают. Особенность иудео-христианской традиции - в ее половинчатости. Загадка в том, почему у иудеев была традиция скрытия женских волос (общая для древнего мира), но не лица. Подобие хиджаба было известно на Ближнем Востоке задолго до возникновения ислама; однако, его функция - предмет дебатов. Функция могла быть иной, чем сегодня.

Книга Бытия содержит эпизод про Иуду и Фамарь

12 After a long time Judah’s wife, the daughter of Shua, died. When Judah had recovered from his grief, he went up to Timnah, to the men who were shearing his sheep, and his friend Hirah the Adullamite went with him.
13 When Tamar was told, “Your father-in-law is on his way to Timnah to shear his sheep,” 14 she took off her widow’s clothes, covered herself with a veil to disguise herself, and then sat down at the entrance to Enaim, which is on the road to Timnah. For she saw that, though Shelah had now grown up, she had not been given to him as his wife.
15 When Judah saw her, he thought she was a prostitute, for she had covered her face.
16 Not realizing that she was his daughter-in-law, he went over to her by the roadside and said, “Come now, let me sleep with you.”
“And what will you give me to sleep with you?” she asked.
17 “I’ll send you a young goat from my flock,” he said.
https://www.biblegateway.com/passage/?search=Genesis+38&version=NIV


Выделенная строка допускает сл. интерпретацию: во времена праотцов скрытое лицо было аттрибутом древнейшей профессии (из-за постыдности занятия). В еврейской традиции такую интерпретацию предлагал Рамбан
http://www.jhsonline.org/cocoon/JHS/a019.html
Обычай становится понятным: скрытие волос сигнализирует замужество, скрытие же лица - вроде высоких каблуков (введенных римлянами с похожей целью).

Этот взгляд открывает занятную перспективу на то, наследницами какой культурной традиции являются нынешние носительницы хиджаба (даже географически совпадающие с предыдущими).


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments