palbes (palbes) wrote in pg_forever,
palbes
palbes
pg_forever

Categories:

Аристократы и патриоты

Поскольку тема патриотизма в последне время довольно актуальна, будет интересно рассмотреть историю этого понятия. Суть в том, что монархия и патриотизм несовместимы. Из этого следует исходить при разборе событий.

Как и большинство политических терминов и явлений современности, патриотизм появился во время Великой Французской Революции. В Средние века, в условиях феодлизма, от людей требовалась верность своему сеньору, в конечном итоге - королю - но всегда конкретному человеку. Понятия любви к отечеству, верности ему, практически не существовало. Даже Жанна Д'Арк - она сражалсь не за абстрактную Францию, а за конкретного дофина Карла (7-го, достаточно посмотреть на его портрет, чтобы понять несчастие Франции). Бургундцы, воевавшие с Жанной были французами ничуть не меньше, чем уроженка Лотарингии. Также, как английский король (родным языком которого был французский), был не меньше французом, чем Карл, а прав на престол имел даже побольше его.

Поэтому нет ничего удивительного в боярах, присягавшим поляку Владиславу, и москвичам, присягавшим шведским принцам в Смутное время. То, что сейчас называется "любовь к Родине" тогда было верностью сюзерену. Тут же можно найти разгадку того, почему Дмитрий Донской бился с Мамаем, но без боя покорился слабейшему войску Тохтамыша.

Понятие патриотизма в отрыве от феодальных отношений формируется только во времена ВФР. Дворяне и высшее духовенство - "аристократы" - им нет дела до Франции, а заботятся они только о своих господах, т.е. о короле, папе и друг о друге. С точки зрения средневековой морали в этом нет ничего плохого - это и есть их единственный долг и обязанность: служить своему господину (высшему сеньору, или королю, или папе). А вот третье сословие и низшее духовенство представляют 90% нации, и они заботятся от отечестве, а не о господах. Отечество и нация - неразрывны, а аристократия - враги отечества и нации, они разорили Францию.

Из-за своего революционного происхождения патриотизм долгое время был под негласным запретом в России. Иван Сусанин, например, отдаёт "жизнь за царя" (не за отечество). Может, так оно и было, поскольку Сусанин - совершенно средневековый человек.

Интересен записанный статс-секретарём Екатерины Великой разговор царицы с Симолиным (русским послом в Париже, бежавшим от революции):
... шутили на счёт Франции. Показав мне в окно на идуших солдат сказали (т.е. Екатерина сказала): "Ils n'ont pas de piques patriotiques". Царица искренне радовалась, что у солдат не-патриотические штыки...

Только после поражения в войне с японцами, когда восстановление флота было отдано в руки третьего сословия, и дальше, когда уже всё снабжение аримии было отдано в частные руки (Союз Земств и Городов), понятие "патриотизм" начинает реабилитироваться.

Но реабилитация эта - на погибель самодержавию. Николай должен был знать историю, должен бы вынести уроки Революции - но непохоже, чтобы он сделал это. А ведь ещё Александр 1й сказал про Бурбонов: "Ничего не забыли, ничему не научились" (а значит долго не продержатся).

А главный урок для царей тут в том, что патриотизм и монархия несовместимы. Как только у человека появляется моральный долг перед отечеством (patria) - исчезают обязанности по отношению к царю, который стоял на месте отечества в средневековом сознании. Просто потому, что нельза служить 2 господам. Вот это бы нужно было понять Николаю. Европейское (в т.ч. русское) самодержавие - это способ власти в феодальном (сословном) государстве, но не в народном. С уходом феодализма верность царю непременно заменяется верностью отечеству.
Tags: Россия, объективно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments